Жизнь в столице меняется год от года. Как-то незаметно стали исчезать глухие деревянные и бетонные заборы, а их место заняли красивые кованные ограды. Над входными дверями появились козырьки, украшенные ажурными опорами. Затем кованные изделия стали проникать и внутрь наших домов. Жизнь в столице меняется год от года. Как-то незаметно стали исчезать глухие деревянные и бетонные заборы, а их место заняли красивые кованные ограды. Над входными дверями появились козырьки, украшенные ажурными опорами. Затем кованные изделия стали проникать и внутрь наших домов. Искусство художественной ковки было знакомо нам больше по музеям и казалось утерянным, но оказалось, что секреты старых мастеров все еще живы и переживают сейчас второе рождение. На старых улицах Москвы Производство железа - одно из древнейших на Руси. Из железной руды, которой всегда было много по болотам лесостепной части нашей необъятной родины, выплавляли крицы - губчатое железо, уплотнявшееся затем под кузнечным молотом. Плавили руду в глиняных домницах, в которые по глиняным соплам мехами накачивали воздух. Но в XV - XVI вв. домницы в Москве исчезли, и кузнецы стали работать на привозном железе, добываемом в многочисленных российских месторождениях и там же выплавляемом. Кузнецов в Москве было много. Были мастера, которые ковали изделия из меди, бронзы, олова, золота и серебра. Но кузнецов по железу всегда было больше. В 1638г., когда была проведена перепись мастеров столицы, дошедшая до нас в "Росписных списках", в Москве работало 70 кузнецов по серебру и золоту, 92 - по меди и 152 - по железу. Кузнецы по железу делились по специализации: щитники, бронники, гвоздочники, игольники и т.п. Российские кузнецы славились своим мастерством. Летописец XIII в., восхищавшийся доспехами, выкованными русскими умельцами, записал "щиты же их яко зоря бе, шолом (шлем) же их яко солнцю восходящу". Высоко ценили работу московских бронников и на Руси, и за границей. Крымский хан Мегли-Гирей, союзник Ивана III в борьбе с ханом Ахмедом в 1480 г., не раз просил прислать ему и его вельможам доспехи русской работы. Также московские кузнецы изготавливали замки с секретами, которые покупала вся Европа. Эти замки даже стали называться "русскими". Уже в 1465 г. российские кузнецы освоили ковку листового железа, и с этого времени в Москве появились первые железные крыши. Кузнецы по железу, как и другие ремесленники, селились вместе. Сначала в Кремле и на самой древней улице столицы - Великой, которая шла почти от Кремля вдоль Москвы-реки до того места, где теперь стоит гостиница "Россия". Кузнечное производство было огнеопасно, особенно в деревянном городе, поэтому мастера старались жить на окраине, близ реки. Постепенно они основали несколько кузнечных слобод, и самые крупные из них были за Яузой, за Москвой-рекой и у Пушечного двора, где теперь Кузнецкий мост. Кузнецы, ковавшие броню, кольчуги, жили в Бронных слободах, там, где сейчас Большая и Малая Бронная улицы. Кузнецы по серебру - там, где теперь Серебряный переулок и Серебреническая набережная Яузы. Кузнецы, ковавшие котлы из бронзы и меди, жили в Котельничьей слободе, давшей название Котельнической набережной и Котельническим переулкам. Кузнецы, ковавшие трехногие подставки под котлы, называвшиеся таганами, жили в Таганской слободе, на месте которой сейчас раскинулась Таганская площадь. Художественная ковка впервые стала применяться при изготовлении воинских доспехов. Для большей нарядности в кольчугу вплетались кольца из цветных и драгоценных металлов. Шлемы князей и дружинников украшались золотыми и серебряными накладками, гравировались и декорировались драгоценными камнями. Позже появляются художественные решетки на окна, парадные двери и ворота, с накладными цветами, жиковинами и витыми рукавами-стукалами, "расцветшие" кресты на вершинах куполов. Начиная с XVII века, в Москве разворачивается строительство дворцово-парковых ансамблей, и многие кузнечные мастера переходят на изготовление оград. Знаменитые мастера классицизма - архитекторы и зодчие Баженов, Бове, Витали, Жилярди, Казаков использовали кованый металл при создании архитектурных ансамблей. С развитием прокатного и кузнечно-штамповочного производств в конце XIX века декоративный кованый металл стал применяться все реже. Его вытесняют сварные конструкции из прокатных профилей круглого, прямоугольного и квадратного сечений. Окончательно "добила" кузнечное дело революция 1917 года. Многие уникальные произведения было разрушены и переплавлены, а секреты мастерства утеряны. И все же огонь Гефеста не погас! Сегодня кузнечное ремесло возрождается, являясь не только одним из направлений художественных промыслов, но и неотъемлемой частью современного строительства и архитектуры. Балконные решетки, козырьки над входами, ограждения лестниц, фонари, предметы парковой архитектуры придают современным зданиям и комплексам неповторимость, оригинальность. Кузнецов в Москве наберется человек пятьдесят, настоящих умельцев, работающих по классической технологии, десяток. У них уже есть свое объединение - Творческий союз кузнецов при МОСХе. Ежегодно работы мастеров можно увидеть в Центральном выставочном зале ЦДХ на Крымской набережной. Художественная ковка оказалась, как подтвердила жизнь, необычайно плодотворной для раскрытия талантов современных мастеров. Изделия из кованого металла обладают особой притягательностью именно сейчас, когда мы, наконец, начали осознавать нашу внутреннюю связь с культурой, которая приобщает нас к вечным ценностям бытия. Храм Гефеста три тысячи лет спустя В век научно-технической революции место, где совершают свои священнодействия кузнецы, остается практически таким же, как и тысячи лет назад. Вне зависимости от своих размеров кузница включает в себя кузнечный горн, наковальню, стол для выполнения кузнечных работ, слесарный верстак, подставку или стеллаж для кузнечного и слесарного инструмента, сам кузнечный и слесарный инструмент и бак с холодной водой. Единственными элементами, привнесенными сюда в XX веке, являются сварочный аппарат, точило и давильные прессы. Основа оснащения кузницы, горн - простейшая печь для нагрева заготовок и прогрева поковок в процессе работы. Топливом для горна служит каменный или древесный уголь. В отличие от обычной печи, горн имеет открытую топку и принудительную подачу воздуха, осуществляемую при помощи разных приспособлений. Если раньше за нее отвечали механические мехи, то сейчас воздух чаще всего подается вентилятором или компрессором (подойдет даже бытовой пылесос). Поверхность стола горна выкладывают из огнеупорного кирпича, железобетона или пиленого камня. В центре стола располагают очаг или так называемое горновое гнездо, в которое вставляется фурма, представляющая собой накрытый сверху резервуар. Сбоку приваривается патрубок, противоположный конец которого соединяется с нагнетающим воздух устройством. Работа в кузнецы достаточно вредна для здоровья из-за образующихся в процессе работы вредных газов, поэтому над горном обязательно должен быть горновой кожух или, другими словами, просто вытяжка. Наковальня располагается на расстоянии 1-2 метров от горна так, чтобы ее конический рог находился слева от кузнеца, стоящего спиной к горну. Вокруг наковальни должно быть пространство достаточное для свободных перемещений кузнеца и, если понадобится, молотобойца. Известный всем по картинкам рог наковальни - отнюдь не украшение, с его помощью производится радиусная гибка прутков и полос, а также раскатка и сварка заготовок в форме колец, ковка спиралей и многое другое. Расположенный напротив от рога хвост используется для гибки и правки замкнутых прямоугольных заготовок. На рабочей поверхности наковальни, называемой наличником, сделаны круглое отверстие для пробивки отверстий в заготовках и квадратное для установки подкладных инструментов, облегчающих раздачу, рубку и формовку заготовок. Главный инструмент в кузне - молотки-ручники, боевые молоты и кувалды. Ручники, являющиеся основным орудием кузнеца, в зависимости от обрабатываемой заготовки используются от 200г до 5 кг. Боевые молоты и кувалды значительно тяжелее - до 15 кг. Вторым по значимости инструментом в кузне является зубило. Они подразделяются на зубила для рубки нагретых и холодных заготовок. Среди часто используемых в кузнечной работе инструментов и приспособлений можно выделить также пробойники для пробивки отверстий и углублений в нетолстых заготовках, гладилки для выравнивания поверхности изделия после ковки, раскатки для ускорения раздачи (удлинения) раскаленного металла вдоль и поперек оси заготовок. Никак нельзя обойтись в кузне без подкладных инструментов, подсечек, конусных оправок и вилок, гвоздильной плиты и плиты-формы, клещей и, конечно, тисков. В случае если одна и та же деталь делается много раз, изготавливается специальная оправка или, по-другому, кондуктор, повторить форму изделия по образу и подобию. Однако самым необходимым в работе кузнеца является сталь. Как закалялась сталь Несмотря на богатый выбор самых разных по своим свойствам металлов в периодической системе Менделеева, основным материалом для ковки остается сталь. Сталь, как известно - это сплав железа с углеродом, в зависимости от состава делящийся на низкоуглеродистые (до 0,25% углерода), среднеуглеродистые (0,25-0,6%) и высокоуглеродистые (0,6-2%) марки. Чем больше в стали углерода, тем выше ее твердость и закаливаемость, но, одновременно, ниже пластичность и ковкость. Кроме углерода, для улучшения физико-механических свойств в состав стали вводят различные добавки: медь, мышьяк, никель, серу, фосфор и др. Содержание добавок в сплаве четко контролируется, ведь при превышении некоторого порога вместо улучшения качества можно получить обратный эффект. В зависимости от химического состава стали делят на легированные и углеродистые. Последние в свою очередь подразделяются на стали обыкновенного качества, качественные углеродистые стали и стали специального назначения. Но, так или иначе, для кузнечных работ чаще всего используют стали обычного качества с содержанием углерода от 0,1 до 0,3%, имеющие маркировку Ст0, Ст1- Ст6. Пусть вас не пугает такое количество маркировок. Принадлежность стали к той или иной марке можно с достаточной для работы точностью установить, даже если маркировка отсутствует. Для этого достаточно иметь точильный круг. Металлическая стружка, образующаяся при обработке металла на точильном круге, дает совершенно уникальный для каждого сплава сноп искр. Например, сталь марок Ст2 и Ст3 выбрасывает из-под точильного круга искры, расходящиеся веером в виде слегка изогнутых черточек желто-соломенного цвета с утолщениями в середине и на конце. У Ст4 нити искр гуще и есть небольшие разветвления, для Ст5-Ст10 характерны острые нити и сверкающие звездочки. Чем выше содержание углерода, тем больше звездочек. Наличие высокого процента примесей опытный кузнец сможет обнаружить по цвету искр. В зависимости от того, какой элемент преобладает в добавках, цвет искр может меняться от соломенно-желтого до оранжево-красного. Также от химического состава зависит ковочный интервал температур. Его верхней границей является температура нагрева заготовки, нижней - минимальная температура, допустимая для ковки. В положенном интервале температур пластичность металла достаточно высока, а, следовательно, металл легче обрабатывается и, что важно, внутренняя структура металла не страдает от механического воздействия кузнечных инструментов. Для того чтобы определить температуру нагрева заготовки, не нужен градусник. Степень нагрева стали выдает ее цвет, и этот метод остается неизменным со времен зарождения кузнечного дела. В интервале от 210 до 330градусов С сменяют друг друга цвета побежалости: от бледно-желтого до серого. При 530град.С, являющихся нижним порогом температур каления, сталь становится темно-коричневой и ее уже можно увидеть в темноте. До вошедшего в поговорку белого каления сталь можно довести, нагрев ее до температуры 1400град.С. В интервале о