Более 300 видов комплектующих изделий для строительных объектов социального назначения выпускает сегодня ОАО "Стройиндустрия" - предприятие, занимающее одно из ведущих мест в строительном комплексе Красноярска и края. Здесь постоянно совершенствуют качество продукции, осваивают ее новые виды. Не так давно в "Стройиндустрии" открыли цех художественной ковки, и работа здешних мастеров получила очень быстро известность, изделия пользуются неизменным спросом. Сейчас здесь готовятся к очередной краевой промышленной выставке-ярмарке в спорткомплесе им. Ивана Ярыгина, и в специально отведенном помещении цеха ждут своего "выхода" на суд зрителей и покупателей чудесные уникальные изделия из стали и меди. Сделаны они звеном из трех рабочих: сварщика и двух кузнецов, отца и сына Соколовых. Старший - Николай Васильевич - прирожденный художник: ни одна, изготовленная им, вещь не повторяет другую, каждая уникальна и несет в себе причудливую фантазию мастер Помните, в сказах Бажова молодой Данила-мастер загорелся мечтой создать из самоцветных камней цветок небывалой красоты? Не побоялся отправиться ради этого в колдовские чертоги владычицы Медной горы. Когда я недавно любовалась узорчатой металлической подставкой для цветочной вазы в виде раскрывшейся чаши тюльпана, лежащей на переплетениях стеблей, то невольно вспомнила бажовского героя. Тем более, что и сама ваза была из металла, и цветы в ней переливались металлическим блеском... А рядом устремлялся в высоту стройный напольный подсвечник, в формах которого словно застыла сказка "Конек-горбунок" с жар-птицами и диковинными растениями. Когда я смотрела, как колдует над раскаленным железным прутом Николай Васильевич Соколов, неспешный, но очень точный в своих движениях, я поняла, что он тоже шел к этой вот работе кузнеца-художника, как к мечте всей жизни: он не просто работал, он творил... Интересно, что родом кузнец Соколов тоже с Урала, причем, его родина - город Касли, известный всему миру уникальным творчеством - каслинским литьем. Так что тяга к работе с металлом, как говорится, в крови. Тем более, что дед -кузнец. Отец, как рассказывала сыну мать, тоже был кузнецом, но Николай его не помнит, ведь родился он в 1941 году и дождаться с фронта отца ему не привелось. С 6 лет Николай крутился около деда в кузнице. Изготовлялась там различная утварь для гужевого транспорта. Совсем маленькому мальчонке дед дозволял иногда "помочь": покачать мехами воздух. А с 13 лет каждое лето, окончив занятия в школе, подросток уже серьезно помогал в кузне - ковал гвозди, скобы. После 7-ого класса пошел учиться в ремесленное училище на слесаря промышленного оборудования, отсюда и был призван в армию. - После службы в армии захотелось почему-то попробовать себя в дальнейшей учебе. К этому моменту в г.Кыштыме открылось военно-фельдшерское училище, многие молодые люди подались туда, и мне показалось интересным освоить такую важную уважаемую профессию, - вспоминает Николай Васильевич. - Окончил училище и по распределению был направлен в Красноярск. С тех пор наш город не покидал. Работал несколько лет в воинской части начальником аптеки, но постепенно все же затосковал по заводским запахам и звукам, часто вспоминалась дедовская кузница. И отправился я тогда на Красноярский комбайновый завод. Большая часть трудовой жизни Соколова прошла в кузнечных цехах комбайнового, а затем ремонтно-механического заводов. Но была эта работа хоть и роднее, чем аптекарская должность, но все же не совсем тем, к чему тянулась душа. Все еще под спудом будничной работы ради хлеба насущного тлело маленькое пламя творческого призвания. Художественная натура бессознательно искала применения, искала возможности вырваться из мира рутины и обыденщины. Когда начали останавливаться и закрываться в Красноярске крупные производства, заводы, Николая Васильевича пригласил к себе в цех металлоизделий генеральный директор "Стройиндустрии" Алихан Усманович Плиев - наслышан был о его высоком профессионализме, о настоящей рабочей закалке и добросовестности. Было это в начале 90-х годов, когда сегодняшний, очень сплоченный и квалифицированный, коллектив ОАО только начинал складываться и настраиваться на работу в новых, рыночных условиях. Соколов в первые годы работал здесь по своей первой специальности - слесарил, кузнечное оборудование приобреталось постепенно. А став в конце концов у наковальни, Николай Васильевич словно новые силы обрел. Начинал с обычных металлических решеток на окна, с оградок - на эти изделия заказы всегда были. А делал их с выдумкой, не по шаблону, словно не клиенту угождал, а себя самого тешил. Вот тогда-то и родилась идея заняться всерьез художественной ковкой. И у мастера и у директора одновременно. Тем более, что фирма, выпускающая комплектующие изделия для городского строительства, повернулась лицом к нестандартным индивидуальным заказам. Время безликих архитектурных форм уходило, красивые здания нуждались в нарядных изгородях, подъездах, различных украшениях. Состоятельные люди захотели в загородных коттеджах оригинально оформить гостиные, каминные залы. В Красноярске открывались уютные кафе, которые тоже нуждались в нестандартных интерьерах. Сегодня в краевом центре на многих улицах можно увидеть сработанную Соколовым красоту: в баре, открытом "Пикрой" на проспекте Мира, висят тонкой работы люстры и бра. На здании налоговой полиции в центре города - металлический герб Российской Федерации. Красивые ограды окружают с недавних пор многие административные здания и жилые дома. Работает звено дружно и споро. Очень важная роль и у электросварщика Виктора Григорьевича Диденко, его аккуратная работа ускоряет выпуск изделий. А сын Соколова Олег перенимает у отца мастерство кузнеца и параллельно учится заочно в машиностроительном институте. Сам же старший мастер неистощим на творческую фантазию. Светлоглазый, небольшого роста, но крепкий (занимается спортом и обливается холодной водой), он кажется моложавее своих 50 лет. В рабочем фартуке он напоминает за работой кузнеца из доброй русской сказки. Потому, что сама его работа источает доброту. Даже изделия из металла кажутся теплыми. Словно выходя из пламени, они не остывают, потому, что согреты еще и огнем сердца. Одна из последних работ кузнеца Соколова, которую он тоже приготовил на выставку, - каминная решетка. Выполнена она в виде языков пламени, поднимающихся над ровными кругляшками дров. Извивы огня окрашены в медно-бронзовый цвет - кованное кружево, хранящее в себе силу и тепло золотых рук мастера. На снимках: Н.В. Соколов и его изделия.