Чугунное литье, ковка, штамповка Таким образом, заготовки могут быть получены литьем, ковкой, штамповкой, резкой, высадкой. Какой же из этих способов лучше? Почему одни заготовки получают литыми, другие коваными, третьи штампованными, а четвертые предпочитают получать резкой из проката? Проще всего заготовку получить из проката резкой на ножницах или кислородно-ацетиленовым пламенем. Так именно и получают заготовки для сварных конструкций баков, паровых котлов, мостовых кранов и других. Но рез-кой из проката можно получить заготовки лишь сравнитель-но простой формы; при вырезке заготовок из листа они по-лучаются плоскими и толщина их во всех местах одинакова. Прокатанный пруток можно разрезать на куски различной длины, но диаметр всех этих кусков по всей их длине оста-ется одинаковым. Правда, в настоящее время прокатчики освоили прокатку так называемого периодического проката, т. е. таких прутков, поперечное сечение которых изменяете я по их длине. Но периодический прокат применяется только в массовом производстве, например в автомобилестроении. Может быть, такие заготовки можно получать ковкой? Действительно, ковкой можно придать заготовкам более сложную форму, например форму вала с уступами, имеющи-ми различный диаметр. Заготовки же более сложной формы очень трудно или почти невозможно получать и ковкой. Например, как отковать пустотелую заготовку с внутренней полостью сложной формы? Можно было бы для изготовления детали сложной формы отрезать от прокатанного прутка или поковки заготовку, а затем обработать ее на станке. Но такой способ, хотя и воз-можен, экономически совершенно нецелесообразен: большая часть металла такой заготовки будет превращена в стружку. Нецелесообразно это и потому, что механическая обработка таксу заготовки на станке требует большого количества вре-мени и будет стоить очень дорого. Поэтому всегда стремят-ся к тому, чтобы форма заготовки была либо точно такой же, какова и форма детали, либо очень близкой к ней. В этом случае потребуется небольшая механическая обработ-ка, и количество металла, превращенного в стружку, по-лучится небольшим. Каким же способом можно получать заготовки сложной формы? Современное машиностроение располагает только двумя такими возможностями: горячая штамповка и литье. При горячей штамповке кусок прокатанного прутка или полосы нагревается в печи до светлокрасного каления и закладывается в полость, образованную двумя половинами штампа. Под ударами молота кусок металла 'течет' (дефор-мируется) и, заполняя полость штампа, принимает ее форму. Горячей штамповкой можно получать (и к тому же очень быстро) заготовки довольно сложной формы. Но не всякие заготовки могут быть получены горячей штамповкой. При современном состоянии техники штампо-вочного производства наибольший вес штампованных за-готовок (штамповок) не превышает обычно 100 кг. Но дело не только в весе. Получать заготовки горячей штамповкой целесообразно лишь в том случае, если необходимое коли-чество одинаковых заготовок составляет несколько тысяч. Если же необходимо получить всего лишь одну-две или даже десять-двадцать заготовок, то горячую штамповку приме-нять совершенно нецелесообразно: штамп обычно стоит не-сколько тысяч рублей, и стоимость заготовок получится очень высокой. Другое дело, когда штампуется сразу боль-шое количество заготовок: в этом случае стоимость штампа распределится между большим количеством заготовок и стои-мость каждой из них окажется небольшой. На тех заводах, которые выпускают большое количество одинаковых машин (заводы массового или крупносерийного производства), получение деталей из штампованных заготовок применяется очень широко. Это, например, автомобильные, тракторные, вагоностроительные заводы.