При сегодняшнем разнообразии художественных стилей и способов декорирования использование предметов художественной ковки по праву занимает одно из ведущих мест. Небывалый интерес к возрождающемуся виду искусства мы видим повсеместно. Однако наиболее активными «потребителями» кованых изделий выступают, пожалуй, именно загородные дома. Теперь в частном секторе можно отметить явное стремление к строительству домов, впечатляющих не столько масштабностью, как в начале 90-х, сколько привязанностью к определенным архитектурным стилям, разумными пропорциями и благородным декором. В целом то же можно сказать и об интерьере. Времена фанатичного увлечения баснословными по цене брендами, претендующими на статус модных, проходят. Сегодня приветствуются эксклюзивные, выполненные по уникальным технологиям предметы мебели и аксессуары, популярны садовая скульптура и прочие формы декорирования приусадебного участка. Все сходится на том, что кованый, гнутый и литой металл, будучи материалом долговечным и весьма благодарным в художественном отношении, уверенно занимает пустовавшую долгое время нишу. Еще в железном веке, поняв, что при нагревании с металлом происходят удивительные метаморфозы, люди научились приспосабливать его себе во благо, а со временем – создавать из него вполне бесполезные, но очень красивые вещицы. Древние греки почитали покровителем кузнечного искусства бога Гефеста, складывая о нем легенды как об искусном художнике по металлу. Вспомните, именно он выковал знаменитый щит для Зевса, доспехи для Ахилла, колесницу для Гелиоса, оружие для Геракла и многие другие предметы, ставшие столь же бессмертными, как их владельцы. Гефеста традиционно изображали хромым, бородатым и угрюмым. Мрачный и нелюдимый, измазанный сажей и копотью, он редко покидал свою закопченную кузницу, проводя время в постоянной борьбе с огнем и металлом. И тем не менее, несмотря на такой, вовсе не божественный, образ жизни, супругой его, как известно, была Афродита. Парадоксально, но не с тех ли времен повелось, что красивые женщины частенько выбирают себе в спутники жизни грубых и «неотесанных», зато мужественных и сильных представителей противоположного пола?.. В не меньшей степени уважали и почитали кузнецов и наши далекие предки. Правда, любовь эта была с некоторым оттенком меркантильности, ведь представить себе жизнь древних без изделий кузнечного производства, когда и гвозди, и швейные иголки были коваными, попросту невозможно. Не говоря уже об орудиях возделывания земли или об оружии. Слишком многое было в ведении кузнеца. Поэтому вопроса «Зачем нам кузнец?» у наших далеких предков, скорее всего, не возникало. В былые времена, как известно, владение ремеслом передавалось от отца к сыну. Поэтому задумываться о выборе профессии не приходилось. Если в роду были кузнецы, отроку ничего не оставалось, как идти в подмастерья, а со временем становиться кузнецом. Нынче все иначе. Кузнец – профессия редкая. И посвящают ей себя вовсе не по принуждению родителя, а по велению сердца. Удивительно, но факт: сегодняшние кузнецы – люди, как правило, столь же малообщительные и замкнутые, молчаливые и философски настроенные, как и в древности. Видимо, в наши дни тяготение к этому ремеслу зарождается где-то на генном уровне. Доподлинно известно одно: тот, кто однажды всерьез «заболел» кузнечным делом, так или иначе остается верен ему всю жизнь. И ни копоть, ни сажа, ни грязь, ни тяжелый физический труд не заставят художника свернуть с выбранной стези. По меркам большинства, кузнец – человек со странностями. Иные понимают, что ковка – это искусство, которое невозможно заставить молчать в себе. А творческая фантазия (или креативность?), как показывает история, при любом политическом режиме настойчиво требует выхода. Родное отечество в этом смысле всегда славилось талантами. Неслучайно у нас появился знаменитый Левша – собирательный образ, имя которого давно стало нарицательным для обозначения мастера рукотворных чудес. Однако история помнит и конкретные примеры уникального владения кузнечным ремеслом. Как, например, дамский веер, отлитый русскими мастерами из города Касль и получивший «Гран-при» на Всемирной парижской выставке 1901 года. Ни до, ни после никому не удалось достичь столь же высокого уровня мастерства, когда изделие из металла невозможно отличить от ажурного кружева. Черный металл – то, с чем чаще всего приходится ежедневно сталкиваться современному кузнецу, создавая палитру всевозможных изделий – от массивной решетки, ограничивающей участок вокруг дома, до миниатюрного колечка или сережки для модницы. Да-да, ювелирное искусство тоже одно из направлений кузнечного ремесла! Кроме того, сегодняшние Вакулы имеют дело с латунью и медью. Однако обе они встречаются «в обиходе» куда как реже: первая – за счет сложности обработки, связанных с ее пластическими свойствами, а вторая – из-за своей непомерной дороговизны. Если речь идет об использовании медной ковки, например, в интерьере дома, то это чаще всего декоративные детали или небольшие отдельные предметы. Сегодня, как и много веков назад, кузнец применяет все те же молот и наковальню, используя огонь и воду. При этом, в отличие от стародавних времен, когда в кузнечном деле существовала строгая иерархия, современный мастер стал специалистом широкого профиля. Это вполне естественно, ведь из нашей жизни исчезли такие понятия, как «оружейник», «ножевщик», «панцирщик», «гвоздарщик» или «изготовитель ларей и сундуков». В большинстве мелких кузнечных отраслей руки человека уверенно заменило машинное производство, на фоне которого художественная ковка стала скорее исключением, чем правилом. И кузнечное дело в наше время можно смело обозначить таким емким термином из киношного языка, как «уходящая натура». Впрочем, не все столь безнадежно. В наши дни самобытность этого ремесла все чаще привлекает не только профессионалов, которых, к сожалению, не так уж и много, но и любителей. Ряды поклонников кузнечного искусства нередко пополняют люди, по роду занятий бесконечно далекие от тяжелого физического труда. Сегодня, несмотря на то что истинный расцвет ремесла кузнецов остался далеко в прошлом, производство кованых изделий из металла переживает ренессанс. Предметы ковки уверенно переходят из ранга функционального дополнения в категорию эстетическую, в которой более всего ценятся авторское видение, творческий подход и уникальность. Согласитесь, любую постройку удивительно оживляют затейливый рисунок оконных решеток или витиеватая ограда у дома, кованый балкон с орнаментами или, казалось, оставленный в прошлом флюгер на крыше, эффектный козырек над крыльцом или кованые перила и лестницы. А сколько восторгов вызовет кованая беседка в саду, расставленные вдоль дорожки чугунные фонари или металлическая скульптура на участке! Кованая мебель в интерьере дома, металл с деревом, металл со стеклом, чистый металл. В обрамлении керамики или натурального камня, вписанный в природный ландшафт, выделяющийся силуэтом на фоне кирпичной кладки, продолжением крыши устремленный ввысь – испытавший прикосновение мастера, металл обретает ценность произведения подлинного искусства. Естественно, что в связи с возрождением художественной ковки наблюдается и вполне закономерный рост цен на нее. Однако кузнечное дело не приносит сказочную прибыль – это всего лишь миф. Зачастую материал оказывается намного дороже работы кузнеца. Ну а стоимость изделий ручного производства, да еще до такой степени сложного и трудоемкого, как художественная ковка металла, высока не только у нас, но и во всем мире. И естественно, зависит от сложности работы. А сроки – от мастерства: чем оно выше, тем дольше и доскональнее будет кузнец выковывать ту или иную уникальную деталь. Последние столетия художественная ковка уверенно помогает главным образом не вооружаться, а «наряжаться». Вместо топоров, копий и пик куда как актуальнее становятся канделябры и ручки для дверей, каминные решетки и наборы аксессуаров для камина, ставшие обязательным атрибутом практически любого загородного дома. Собственно, стоит только один раз подпасть под обаяние ковки, как она обязательно «затянет», и тогда уже никакое литье, никакая прессовка не заменят очарования ручного кованого изделия. А потому и по сей день пылает горн, стучит молот и звенит наковальня, красноречивые символы кузнечных дел мастеров.