Поговорка “Без копыта нет коня” очень уместна по отношению к спортивным лошадям, испытывающим в отдельные моменты, при прыжках, на галопе, огромные—-давление на одну ногу до 800—900 кг— нагрузки. Не требует доказательств, что такие нагрузки могут вынести только лошади с вполне здоровыми копытами. Сохранить же копыта здоровыми невозможно без знаний ухода за ними и ковки. Между тем многие конники — спортсмены и тренеры — считают познание ковки и ухода за копытами уделом кузнецов и ветперсонала, сами в это дело не вникают, вследствие чего их лошади куются, особенно при недостаточной квалификации кузнеца, шаблонно, без учета специфических условий и характера работы. В связи со сказанным мне хотелось, опираясь на опыт своей работы, а также положения, изложенные в “Книге о лошади”, ставшей уже библиографической редкостью, напомнить читателям о сущности и приемах ковки, а также об уходе за копытами спортивных лошадей. Ковка лошадей названной категории преследует цели не только предохранения копыт от чрезмерного стирания, но и придания их ногам особой цепкости и устойчивости на всех аллюрах при движении по местности с самым разнообразным рельефом и грунтом. К ковке спортивных лошадей предъявляются следующие основные требования: она должна быть простой; соответствовать назначению лошади для того или другого вида спорта, времени года, почве, на которой лошадь будет работать, состоянию копыт и постановке ног; подкова может выступать из под копыта у зацепной и боковых стенок не более чем на 0,5—1, а у пяточных стенок — не более чем на 1—2 мм, допустимое удлинение подковы от пяточных углов — до 3 мм; перековку производить не чаще одного раза в месяц; подковные гвозди по размерам (номерам) должны соответствовать размеру копыта лошади, величине и тяжести подковы. Как правило, ковать или перековывать спортивных лошадей необходимо не позже чем за 4—5 дней до соревнований или ответственной работы, так как самое незначительное изменение в ощущении лошади, вызванное заменой изношенной старой подковы на новую, может отрицательно отразиться на успехе выступления. Подковы спортивных лошадей должны быть легкими, но достаточно прочными, чтобы они не деформировались и не ломались в процессе соревнований. Возможно применение подков из легких сплавов. Чем более резвых движений мы требуем от лошади, тем легче должны быть подковы. Всякое обременение ног лошади вредно отражается на ее мышечном и сухожильно-связочном аппарате, заставляет лошадь затрачивать лишнюю энергию и может отрицательно сказаться на ее спортивных результатах. Утяжеление подков особенно затрудняет работу мышц у “длинноногих” лошадей. Для примера приводим значение массы подков в скачке. Если принять мах скакового галопа за 7 м, то при прохождение 1 км лошадь должна будет поднять все четыре ноги 143 раза. При массе четырех подков 600 г лошадь будет вынуждена поднять в быстром темпе свыше 85 кг. В действительности тяжесть этой работы усугубляется еще тем, что подковы расположены на концах поднимающих их рычагов, то есть действуют на более длинное плечо. Чтобы представить себе влияние дополнительной массы на резвость лошади средних скаковых способностей, достаточно сказать, что при увеличении массы подков на 800 г против массы, которую несут ее соперники одинакового с ней класса, как установлено многолетней практикой ипподромных испытаний, в скачке на дистанцию 2400 м эта лошадь проигрывает им два корпуса. Ковка лошадей, предназначенных для гладких и барьерных скачек. При работе по мягкому грунту и наличии у скаковых лошадей здоровых, с крепким рогом копыт их можно подковывать на передние ноги на полуподкову (рис. 1). Задние ноги при этом, как и в большинстве случаев, могут быть нековаными. Можно также для передних копыт использовать легкие подковы без шипов. Масса каждой из них—всего 80—120 г. При необходимости скакать по мокрой траве и грязи применяют стальные подковы с трапециевидным сечением, толщиной 4, шириной по верхней поверхности 8 и по нижней 6 мм. В зацепленной части они снабжены шипом в виде тонкой пластинки высотой 8, длиной 25 и толщиной 1—1,5 мм (рис. 2). Пластинка эта отходит вниз перпендикулярно нижней поверхности подковы и не позволяет ноге скользить. На задних подковах во избежание засечек пластинка переносится на внутренний край. Рис. 1. Копыто, кованное на врезную полуподкову. Рис. 2. Расположение шипа-пластинки: а - на передней подкове; б—на задней подкове. Можно также подковывать лошадей на передние ноги на легкие подковы без шипов и отворота. Нижняя поверхность подков до конца ветвей снабжена глубоким желобком с острыми краями. Гвоздевые отверстия пробивают на дне желобка. Задние подковы имеют отвороты и на зацепе и могут быть с наружным пяточным шипом. Такие подковы позволяют лошади чувствовать себя при движении уверенно и экономить силы. . При преодолении дистанции около 35 км в современных соревнованиях по троеборью всадникам приходится проходить разными аллюрами несколько отрезков маршрута по местности различного рельефа. Скачка в кроссе и стипль-чезе, особенно в плохую погоду, с многочисленными подъемами и спусками, внезапными поворотами и прыжками, иногда с очень коротких расстояний, не допускает ни малейшего поскальзывания, для чего нужна цепкая подкова. В то же время прохождение по дорогам с каменным и асфальтовым покрытием, каменистым грунтом требует ковки на прочные подковы, которые не ломаются и не деформируются при сильных ударах ногой лошади о камень и асфальт. Практикуемая ковка многоборных лошадей на так называемые полуямские, ручной выделки подковы, весящие каждая 230 г, с пяточными постоянными шипами, а также на стандартные, машинной выделки подковы с винтовыми пяточными шипами нецелесообразна ввиду того, что и те, и другие, имеющие гладкую зацепную часть, недостаточно препятствуют скольжению, поскольку при опоре лошади во время движения наибольшее давление приходится на область зацепа копыта. Ковка же лошадей на подковы с зацепным шипом опасна, так как лошадь может спотыкаться, особенно на быстрых аллюрах. Поэтому гораздо рациональнее применять так называемые угольные подковы (рис. 3). Нижняя поверхность их по наружной окружности имеет бортик высотой 10 и толщиной 2,5 мм, ширина ветвей подковы — 14 мм. Для лучшего прохождения по скользкой дороге на бортике наружной ветви можно сделать напильником 4—6 зубцов или заточить края бортика. Масса подковы—180 г. Угольные подковы придают лошади значительную цепкость, устойчивость, держатся дольше, чем обычные подковы с шипами. Для предупреждения засекания ног на задних подковах бортик в области зацепа и внутренней ветви переносится на внутренний край подковы (рис. 3). Рис. 3. Угольные подковы: а — на переднее копыто — нижняя поверхность; б — на заднее копыто. Можно рекомендовать ковать многоборных лошадей также на подковы, предложенные ковочным инструктором Н. М. Березовцом (рис. 4). Передняя летняя подкова Березовца, без шипов в зацепной и пяточной частях, несколько утолщена, на нижней поверхности ее в зацепе сделана насечка, а по ветвям до конца их—глубокая дорожка. Масса подковы — 180—200 г. Рис. 4. Передняя подкова Н. М. Березовца (нижняя поверхность). Заслуживают внимания подковы, применяемые за рубежом (рис. 5). Они имеют двустороннюю контрбухтовку и сплошную гвоздевую дорожку. Контрбухтовка с обеих сторон подходит вплотную к гвоздевой дорожке, вследствие чего ее края представляют собой острые гребни, придающие подкове значительную цепкость. На подкове два пяточных съемных небольших пульковых шипа. Задние подковы в отличие от передних имеют два отворота в зацепе. Рис. 5. Правая передняя подкова с контрбухтовой и сплошной гвоздевой дорожкой. При работе зимой на местности со скользкой поверхностью задние ноги лошадей можно ковать на круглые подковы с тремя невысокими продолговатыми шипами, но с обязательным отнесением зацепных и внутренних шипов на внутренний край подковы. В случае необходимости в каждую такую подкову на наружные ветви можно ввинчивать дополнительно два невысоких пульковых шипа, применяемых при ковке зимой рысаков. Масса передней подковы — 200 и задней —150—180 г. В настоящее время для ковки спортивных лошадей за рубежом довольно широко используют облегченные подковы из стали с небольшими шипами, в центре которых впрессован стержень из особого чрезвычайно твердого сплава. Подковывание конкурных лошадей, предназначенных для преодоления препятствий, имеет свои особенности, вытекающие из характера движений этих лошадей на прыжке, вернее сказать—из взаимоположений ног на прыжке. Анализируя моменты прыжка, мы видим, что в наиболее неустойчивом положении лошадь находится при изготовлении к прыжку и опускании на землю, то есть когда она максимально сближает все четыре ноги, уменьшая площадь своей опоры. Малейшее задевание при этом одной ногой о другую нарушает равновесие лошади и она падает. Задние копыта могут задевать ветви подков или мякиши передних копыт, зацепную часть подошвы (или подковы), а иногда и части ноги лошади выше копыт. Возможно также задевание друг друга соседними ногами, то есть передней о переднюю и задней о заднюю. В таком случае удары приходятся по венчику и боковой стенке копыта, выступающим боковым частям подковы или по пяточным частям копыта и подковы. Широкие, выступающие за край роговой стенки ветви подковы, удлиненный зацеп могут способствовать задеванию нога об ногу на прыжке. Сплошь и рядом на прыжке между телом лошади и верхней частью преодолеваемого препятствия в момент подвисания и в начале опускания остается зазор всего в 1—3 см. Нарушение этого зазора ведет к задеванию препятствия — в подавляющем большинстве случаев копытами — со всеми вытекающими последствиями. В момент подвисания у большинства лошадей самой низкой точкой согнутых передних ног бывает зацепная часть копыт и только у немногих лошадей—передняя часть путового сустава. Задние ноги все лошади проносят над препятствием с опущенными зацепами копыт. Из сказанного ясна важность всячески избегать удлинения и уширения копыт подковами. Лошадей для конкуров надо ковать так, чтобы подковы не выступали за край роговой стенки, пяточные ветви скашивают вниз и вперед и не выпускают их дальше заворотных углов. Толщина ветвей подковы должна быть не толще роговой стенки. При ковке на подковы с пяточными шипами, применения которых желательно вообще избегать для ковки конкурных лошадей, особенно на передние ноги, подковы делаются со скосом, внутренний шип в этом случае лучше всего заменить полозком. На задних подковах делают два отворота, а зацепную часть подковы выковывают прямее, делая так называемый забой {рис. 6). Рис. 6. Левая задняя подкова с боковыми отворотами Наиболее отвечающими требованиям ковки на передние ноги конкурных лошадей будут подковы Березовца, а на задние ноги — угольные с двумя отворотами