Ковка, один из способов , при котором инструмент оказывает многократное прерывистое воздействие на заготовку, в результате чего она, деформируясь, постепенно приобретает заданную форму и размеры (см. ) . С древности Ковка (меди, самородного служила одним из основных способов обработки металла (холодная, а затем и горячая Ковка в Иране, Месопотамии, Египте в 4—3 тысячелетии до н. э.; холодная Ковка у индейцев Северной и Южной Америки до 16 в. н. э.). Древние металлурги Европы, Азии и Африки ковали сыродутное и кузнецы пользовались особым почетом у народов древности, а их искусство окружалось легендами. В средние века, в том числе в России кузнечное дело достигло высокого уровня; вручную отковывались ручное и огнестрельное оружие, инструменты, детали сельскохозяйственных орудий, дверей и сундуков, решетки, светильники, замки, часы и другие изделия всевозможных форм и размеров, часто с тончайшими деталями; кованые изделия украшались насечкой, просечным или рельефным узором, расплющенными в тончайший слой листами сусального и бронзовой потали. Традиции средневекового ремесла сохранились в народном искусстве до 19 в. (светцы, крюки, подсвечники и т.д.). В 15—19 вв. выполнены многие замечательные кованые фонари, ограды, решетки, ворота (Версаль, Петербург, Царское Село). Многие города специализировались в различных отраслях кузнечного ремесла: Герат, Мосул славились утварью, Дамаск, Милан, Аугсбург, Астрахань, Тула — оружием, Ноттингем, Золинген, Павлово на Оке — ножами и инструментами, Нюрнберг, Холмогоры — замками и т.д. В 19 в. ручная художественная Ковка была вытеснена штамповкой и литьем, интерес к ней возродился в 20 в. (работы Ф. Кюна в ГДР, И. С. Ефимова, В. П. Смирнова в СССР; оформление общественных интерьеров в Каунасе и др.). Основы теории Ковка были разработаны в России: П. П. в 1831 впервые применил микроскоп для изучения структуры металлов; Д. Ковка в 1868 научно обосновал режимы Ковка ; большой вклад в теорию Ковка сделали сов. ученые Н. С. Курнаков, Ковка Ф. Грачев, С. И. Губкин, Ковка Ф. Неймайер и др. Ковка , как правило, производят при нагреве металла до так называемой ковочной температуры с целью повышения его пластичности и снижения сопротивления деформированию. Температурный интервал Ковка зависит от состава и структуры обрабатываемого металла, а также от вида операции или перехода. Для стали температурный интервал 800—1100 °С., для сплавов — 420—480 °С. Различают Ковка в штампах и без применения штампов — так называемую свободную Ковка При Ковка в штампах металл ограничен со всех сторон стенками рабочей полости штампа и при деформации приобретает форму, соответствующую этой полости (см. , ) . При свободной Ковка (ручной и машинной) металл не ограничен совсем или ограничен с одной стороны. При ручной Ковка кувалдой или молотом воздействуют непосредственно на металл или на инструмент. Машинную Ковка выполняют на специальном оборудовании — с массой падающих частей от 1 до 5000 кг или гидравлических , развивающих усилия 2—200 Мн (200—20000 тс ) , а также на . Изготовляют поковки массой 100 т и более. Для манипулирования тяжелыми заготовками при Ковка используют подъемные краны грузоподъемностью до 350 т, и специальные Сводную Ковка применяют также для улучшения качества и структуры металла. При проковке металл упрочняется, завариваются так называемые несплошности и размельчаются крупные в результате чего структура становится мелкозернистой, приобретает волокнистое строение. При Ковка используют набор кузнечного инструмента, с помощью которого заготовкам придают требуемую форму и размеры. Основные операции ковки: , , , , , и др. Ковка является одним из экономичных способов получения заготовок деталей. В массовом и крупносерийном производствах преимущественное применение имеет Ковка в штампах, а в мелкосерийном и единичном — свободная Ковка Лит.: Обработка металлов давлением, М., 1961; Ковка и объемная штамповка стали. Справочник, под ред. М. В. Сторожева, 2 изд., т. 1, М., 1967. Л. А. Никольский.